«Это была мука. Это было очень страшно»
Людмила Гурченко приехала в Медвежьегорск, чтобы встретиться с режиссером и обсудить роль и тут показания расходятся. Меньшов утверждал, что все прошло гладко он вручил ей букет цветов, начал говорить теплые слова… Гурченко же в своих мемуарах писала: «Режиссеру сказали, что я уже приехала, что я на площадке. И я за спиной слышу голос: «Вы уже так много всего наиграли… Я даже не знаю, что Вы еще можете». Та-ак. Приехали… Меньшов был навеселе. Вы удивитесь? Актер, пришедший на пробу и даже на первый съемочный день, — это всегда поединок. Доказывать, доказывать, быть все время под вопросительным знаком. Как бы режиссер ни хотел, ни решил, что будет снимать только тебя, это всегда бой. Пока не увидит первые сцены на экране».
Меньшов, прочитав эти строки, был изумлен: «Не знаю уж, почему она так причудливо представила мои более чем доброжелательные слова – вероятно, хотелось интереснее описать свое участие в фильме, мол, все начиналось драматично, но она мужественно сказала себе: Люся, стоп, надо терпеть, и в итоге все закончилось победой. Как бы там ни было, Гурченко, безусловно, украсила наше кино».
Наконец, на роль дяди Мити Меньшов поначалу хотел взять Олега Табакова, с которым работал на «Розыгрыше» и «Москва слезам не верит». Стоило заговорить с ним о «Любви и голубях», как Олег Павлович вздохнул: «Да-а, это позор «Современника»…» Но стоило сказать «Я хотел предложить тебе роль дяди Мити», как он оживился: «А-а, ну это другой разговор!» Правда, сниматься он в результате не смог, потому что играл в «Мэри Поппинс, до свидания!»
Меньшов пробовал пожилых актеров, но они казались «слишком реалистичными». Тогда он вспомнил о Сергее Юрском, которого видел на сцене он блестяще играл старика, когда ему было 30 лет. (Теперь ему было 47). Его жена Наталья Тенякова вспоминала: «Юрского долго уговаривать на авантюры не надо, он сам авантюрист в театре. Но в кино? Дядя Митя – Юрский?! Деревенский алкаш?! Сережа сказал: «Конечно! Очень интересно!» После этого супруги с дочкой уехали отдыхать в Ялту, и внезапно туда приехал второй режиссер Владимир Кучинский, сообщивший, что группа уже давно ждет их в Карелии. Оказывается, актерам ежедневно присылали телеграммы, но они скапливались в главном корпусе санатория, куда Юрский и Тенякова не заходили.
«Собирайтесь все. Вы ведь тоже будете сниматься! В роли бабы Шуры», – говорит мне Кучинский. «Кто? Я?!» Я молодая, в сарафане. «Вы не путаете ничего? Вы меня видите?» Я говорю, нет. Баба Шура – нет. Как? В кино?! – Нет! А он: «Я не уйду, я лягу здесь, будете через меня ходить, потому что, если я приеду без вас, то меня уволят». (…) Я ведь в кино перестала сниматься очень давно и дала себе зарок, что не буду. Пока ехала, я совершенно не была уверена, что буду играть… Потом я спросила Меньшова, как пришло в голову меня взять на бабу Шуру. А он сказал, что Юрскому никто не подходит. Если снимать с ним настоящих «деревенских» актрис, то видно сразу: «несходуха». Потому что это кино с театральным фокусом: с этими цветочками, подмостками…»
Новости СМИ2
Еще актриса вспоминала, что пластический грим, с помощью которого ее, 38-летнюю, превращали в старуху, был испытанием: «это мука. Сейчас это другие технологии, а мы-то снимали давным-давно. И это было очень страшно. Когда они кожу клеили каким-то составом, когда я снимала эту маску в конце съемочного дня, это была пытка для лица. Но я ни чуточки об этом не жалею, потому что это был для нас один из самых счастливых, самых творческих периодов в нашей жизни».
«Это кино о людях, выигравших войну»
Артисты от съемок были в восторге. «Карельская экспедиция продлилась около месяца, многие приехали туда семьями: Гуркин – с женой Людмилой и маленьким сыном, Юрский и Тенякова взяли с собой десятилетнюю дочь Дашу, Михайлов – сына Костю. Ко мне приехала [дочь] Юля и замечательно там жила, дружила со всеми, этот месяц у нее одно из самых ярких воспоминаний отрочества, ей было тогда четырнадцать лет. Выяснилось, что Карелия – настоящий грибной рай. (…) Коллеги, кажется, всё свое свободное время посвящали сбору, переработке и заготовке грибов. По дороге на съемку они припадали к окнам машины, высматривая, что там растет вдоль дороги, восклицая восторженно, когда удавалось заметить какой-нибудь очередной гигантский «белый». По вечерам в гостинице стояло характерное благоухание: грибы чистили, жарили, закатывали в банки…»
Актеры играли прекрасно, быстро находя нужные интонации, разве что Михайлов однажды «перебрал с «придурковатостью». Меньшову «пришлось вмешаться, объяснить, что этой краской злоупотреблять не стоит: «Понимаешь, эти люди выиграли войну. Вот именно эти люди!» Эта мысль вообще была для Владимира Валентиновича одной из самых важных: «Мое отношение к народу как безусловной ценности, думаю, повлияло на конечный результат. Я объяснялся в любви этому самому «простому народу». Я помнил о стране, в которой взрослел. Стране по многим своим приметам крестьянской. Я хотел выразить признательность этим людям, и только поэтому получилось сделать кино, рождающее незамутненные, чистые, красивые чувства».
«Кусок с пьяной Гурченко подрежь»
Проблемы у «Любви и голубей» начались на этапе сдачи. Горбачевская антиалкогольная кампания в 1984 году, разумеется, еще не началась, но бороться с пьянством на экране уже пробовали. Виталий Воротников, председатель совета министров СССР, случайно посмотрел проходной фильм «Ольга и Константин» с участием Светланы Крючковой и Вахтанга Кикабидзе, и разгневался: ему не понравилось, что там в кадре периодически пьют. В то время как «мы не успеваем строить интернаты для детей-инвалидов, которые рождаются от алкоголиков». Киноначальство решило искоренять алкоголизм в кино, и под раздачу попал фильм Меньшова. Борис Павленок, заместитель фактического министра кинематографии Филиппа Ермаша, заявил режиссеру: «Мы эту картину ни в коем случае не примем! В таком виде она существовать не может! Садитесь и переделывайте!»
Меньшов переделывать картину, разумеется, отказался. Сделать новый монтаж поручили Алексею Сахарову, у которого Владимир Валентинович когда-то сыграл первую серьезную кинороль в фильме «Человек на своем месте».
Вера Алентова вспоминала: «Меньшов ходил по квартире из угла в угол, как загнанный зверь. Он решил категорически снять свою фамилию из того, что намонтирует другой режиссер. Но как отказаться от своего детища, в которое вложено столько сил, столько любви?! Я не знала, чем можно помочь. Вернее знала, что помочь нельзя ничем. Мысли у Володи возникали самые ужасные. (…) Надежда была только на Бога».
Но у Сахарова, попытавшегося вырезать все сцены с выпивкой, получилось что-то несусветное. Ермаш и сам это понял, посмотрев новый вариант, и со вздохом сказал Меньшову, чтобы он убрал эпизод с пивом «и еще кусок с пьяной Гурченко на берегу моря подрежь…» Гурченко в картине в итоге осталась, а сцену с пивом в начале фильма пришлось выбросить. Там к шести кружкам пива, оставленным дядей Митей и Васей на пристани, подходил мужичок и опорожнял их одну за другой. «Мужичка мы этого специально искали, потому что нужен был человек с особым даром, не всякий такой литраж осилит. Но в итоговом варианте остался от этого шикарного эпизода только один первый глоток».
И все равно картину пустили «по второй категории» без особой рекламы, не в самом большом количестве кинотеатров. (Несмотря на это, она собрала огромную аудиторию 45 миллионов зрителей, все благодаря «сарафанному радио»). Ее не послали на крупные фестивали вроде Венецианского только на скромный фестиваль в испанском Торремолиносе, где он получил главный приз.
Вера Алентова вспоминала: «Самым главным призом, конечно, стала именно реакция зрителей. Хохот в огромном переполненном зале стоял невообразимый. Казалось бы, шутки в фильме скорее «для внутреннего пользования», наши реалии не будут понятны заграничной публике, да и вообще русский дух, которым пропитано кино, не окажется настолько близким в Андалусии… Но выяснилось, что язык, которым разговаривает Меньшов со зрителем, универсален и понятен. Горящие глаза в зале и горячие рукопожатия зарубежных коллег-кинематографистов дают мне право утверждать, что фильм «Любовь и голуби» мог собрать богатый урожай призов, если бы…»
Автор: Денис КОРСАКОВ