«За мастерство, выдержку, силу духа, волю к победе спасибо, лётчики!»
Каждые сутки российская военная авиация совершает десятки боевых вылетов на поддержку сухопутных войск. О том, с каким риском связан каждый такой вылет и какое мужество демонстрируют наши летчики, дает представление появившаяся в Сети расшифровка переговоров в кабине фронтового бомбардировщика Су 34. Ее выложил канал Fighterbomber.
Если перевести на обычный язык авиационный сленг летчиков, которые ведут радиопереговоры с командным пунктом и самолетом прикрытия, скорее всего – с истребителем Су 35С, то все происходящее в течение нескольких минут можно описать примерно так.
Экипаж бомбардировщика получил задачу сбросить на обнаруженную разведкой важную военную цель четыре планирующих высокоточных бомбы. Скорее всего, речь идет о ФАБ 250 или ФАБ 500 с универсальными модулями планирования и коррекции. Но есть нюанс: чтобы бомбы попали в цель, они должны быть сброшены не абы где, а в рассчитанной специалистами точке.
При этом экипаж на боевом курсе перед сбросом боеприпаса должен набрать определенную скорость, высоту и строго выдерживать указанный курс. И здесь начинается самое опасное. Дело в том, что планирующие бомбы с малой высоты не сбросишь. Чтобы они пролетели в автономном режиме положенные 50-80 км, их надо сбросить с высоты в несколько километров. А это, означает, что наш самолет тут же попадает в зону обнаружения и поражения западных комплексов ПВО, которыми НАТО снабдили ВСУ.
Надо понимать, что бортовая аппаратура предупреждает экипаж о том, что радары комплексов ПВО противника его засекли и начали работать по нашему самолету. Самолет прикрытия (его позывной в радиопереговорах – «Крыша») фиксирует запуск зенитных ракет по самолету и предупреждает экипаж бомбардировщика о том, с какого направления летят ракеты, на какой дальности, подсказывает, в какую сторону от них лучше уклоняться и когда выстреливать тепловые ловушки, которые должны обмануть зенитные ракеты противника.
А еще «Крыша» Су 35С бьет противорадиолокационными ракетами Х 31 по засветившимся комплексам ПВО.
Экипаж бомбардировщика с позывным «321-й» в какой-то момент начинает набор высоты. На высоте 5 км «Крыша» передает: на боевом курсе чисто, можно продолжать маневр.
Но вскоре обстановка резко меняется: экипаж предупреждают: включились радары комплекса ПВО NASAMS. А до точки сброса еще 10 километров.
«321-й, NASAMS не выключается, будь готов с манёвром уходить!», предупреждает самолет сопровождения.
А через несколько секунд он предупреждает, что ВСУ включили еще и комплексы Patriot – это еще более серьезный противник, способный сбить самолет на дальности 100 километров.
За четыре километра от точки сброса «засветился» еще один комплекс Patriot. «Крыша» Су 35С пустил по нему ракету «воздух-РЛС». За 2 километра от точки сброса «Крыша» предупреждает: «321-й, уходи с маневром, пуск прямо по курсу!»
Но экипаж бомбардировщика с боевого курса не ушел, пока не доложил: «321-й, сработал, 4 ушло, раскрылись, борт норма!»
В этот момент по самолету зафиксирован еще один пуск зенитной ракеты по самолету на дальности в 60 км. Летчики выполняют энергичный манёвр с большой перегрузкой и отстреливают тепловые ловушки. Вслед за этим противник пустил еще одну зенитную ракету.
К бою подключается наша ПВО, которой удается сбить одну зенитную ракету противника. Но две другие продолжили полет. Одна прошла рядом: «Наблюдал, рядом взорвалась, борт норма», докладывает летчик.
Командир экипажа приказывает штурману на всякий случай приготовиться к катапультированию. Потом в эфире на несколько секунд томительная пауза «321-й» на запросы земли и «крыши» не отвечает…
Но все обошлось: «Вторая тоже рядом взорвалась, тряхануло здорово. Нормально всё, передай, что в набор пошёл»
Финальная часть: «Земля», 321-й высоту по обратному занял, спасибо за управление, мужики! «Крыша», спасибо».
«321-й, понял, высоту по обратному сохраняйте, спасибо за работу!»
Все четыре сброшенные бомбы попали точно в цель. Ракета «Крыши» подбила один комплекс ПВО ВСУ.
«Это самая лучшая работа в мире!» заключает репортаж Fighterbomber.
В многочисленных комментариях к посту чаще всего встречаются такие: «Ребята Герои! Пусть удача и дальше будет на их стороне».
«За мастерство, выдержку, силу духа, волю к победе спасибо, лётчики!»