Захар Андреев
Легендарные западные автомобильные бренды стремительно теряют позиции, не в силах конкурировать с производителями из Китая. Чиновники в Америке и Европе вводят заградительные пошлины, однако специалисты сомневаются, что это поможет. Кажется, точка невозврата уже пройдена — и случилось это весьма неожиданно.
«Черный лебедь» на батарейках
Как известно, после ухода западных брендов россияне массово пересаживаются на китайские автомобили. Судя по всему, то же самое в ближайшем будущем ждет и другие страны.
Долгое время на огромном рынке КНР доминировали японские, американские и европейские производители. Формирующийся в стране средний класс отдавал предпочтение иномаркам. Стремительный рост продаж начался в нулевых. «Мы здесь зарабатываем больше денег, чем Бог», — шутил представитель одного из автогигантов, чьи слова
Новости СМИ2
Для этого Tesla должна была быть привлекательнее любого бензинового авто — красивее, быстрее, мощнее, удобнее. Маск вложил огромные ресурсы в разработку дизайна, а литийионные батареи и асинхронный двигатель обеспечили высокую скорость и продолжительность работы. Важный элемент технологии — программное обеспечение, превратившее машину в «смартфон на колесах».
В результате Tesla стала, по выражению Данна, «новой крутизной», изменив взгляд потребителя на электромобили. Что касается китайцев, то изделие Маска вызвало «эффект ореола» у местных производителей, таких как BYD, Neo и Li Auto. К тому же у них уже был собственный достойный продукт, на который теперь обратили внимание.
Помогло и то, что подросло следующее поколение потребителей: если родители нынешних 20-летних китайцев предпочитали все западное, то молодые люди, привыкшие к маркетплейсу Alibaba и соцсети WeChat, уже доверяли отечественному производителю.
Проспали
Однако внешние игроки продолжали почивать на лаврах и пропустили драматические перемены. Отчасти тому способствовал COVID 19: в Китае несколько лет действовал строгий карантин, западные менеджеры не могли посещать страну и отслеживать настроения рынка, отмечает CNN. Когда ограничения сняли, выяснилось, что спрос на некогда престижные заграничные бренды быстро падает.
В начале сентября Volkswagen, второй автопроизводитель в мире, сенсационно заявил о том, что из-за снижения продаж может впервые в истории закрыть заводы в Европе. Но проблемы и у лидера глобального рынка Toyota. Доход японского концерна во втором квартале упал на 73% по сравнению с тем же периодом 2023-го. В General Motors и вовсе сообщили об убытках. В BMW пересматривают прогноз на текущий финансовый год в сторону ухудшения — в том числе из-за ситуации на китайском рынке. Ранее закрыли или существенно сократили производство в КНР Mitsubishi, Honda, Hyundai и Ford.
Если в 2022-м западная доля на авторынке Китая превышала 50%, то теперь — 33. И судя по всему, ведущим мировым брендам придется потесниться даже у себя на родине. Локомотивом китайской экспансии суждено стать электромобилям.
По продажам они уже превзошли ту же «Теслу». В 2023 году BYD реализовала рекор