
Захар Андреев
Легендарные западные автомобильные бренды стремительно теряют позиции, не в силах конкурировать с производителями из Китая. Чиновники в Америке и Европе вводят заградительные пошлины, однако специалисты сомневаются, что это поможет. Кажется, точка невозврата уже пройдена — и случилось это весьма неожиданно.
«Черный лебедь» на батарейках
Как известно, после ухода западных брендов россияне массово пересаживаются на китайские автомобили. Судя по всему, то же самое в ближайшем будущем ждет и другие страны.
Долгое время на огромном рынке КНР доминировали японские, американские и европейские производители. Формирующийся в стране средний класс отдавал предпочтение иномаркам. Стремительный рост продаж начался в нулевых. «Мы здесь зарабатываем больше денег, чем Бог», — шутил представитель одного из автогигантов, чьи слова
Новости СМИ2
Для этого Tesla должна была быть привлекательнее любого бензинового авто — красивее, быстрее, мощнее, удобнее. Маск вложил огромные ресурсы в разработку дизайна, а литийионные батареи и асинхронный двигатель обеспечили высокую скорость и продолжительность работы. Важный элемент технологии — программное обеспечение, превратившее машину в «смартфон на колесах».
В результате Tesla стала, по выражению Данна, «новой крутизной», изменив взгляд потребителя на электромобили. Что касается китайцев, то изделие Маска вызвало «эффект ореола» у местных производителей, таких как BYD, Neo и Li Auto. К тому же у них уже был собственный достойный продукт, на который теперь обратили внимание.
Помогло и то, что подросло следующее поколение потребителей: если родители нынешних 20-летних китайцев предпочитали все западное, то молодые люди, привыкшие к маркетплейсу Alibaba и соцсети WeChat, уже доверяли отечественному производителю.
Проспали
Однако внешние игроки продолжали почивать на лаврах и пропустили драматические перемены. Отчасти тому способствовал COVID 19: в Китае несколько лет действовал строгий карантин, западные менеджеры не могли посещать страну и отслеживать настроения рынка, отмечает CNN. Когда ограничения сняли, выяснилось, что спрос на некогда престижные заграничные бренды быстро падает.
В начале сентября Volkswagen, второй автопроизводитель в мире, сенсационно заявил о том, что из-за снижения продаж может впервые в истории закрыть заводы в Европе. Но проблемы и у лидера глобального рынка Toyota. Доход японского концерна во втором квартале упал на 73% по сравнению с тем же периодом 2023-го. В General Motors и вовсе сообщили об убытках. В BMW пересматривают прогноз на текущий финансовый год в сторону ухудшения — в том числе из-за ситуации на китайском рынке. Ранее закрыли или существенно сократили производство в КНР Mitsubishi, Honda, Hyundai и Ford.
Если в 2022-м западная доля на авторынке Китая превышала 50%, то теперь — 33. И судя по всему, ведущим мировым брендам придется потесниться даже у себя на родине. Локомотивом китайской экспансии суждено стать электромобилям.
По продажам они уже превзошли ту же «Теслу». В 2023 году BYD реализовала рекордные 3,02 миллиона авто по всему миру, включая гибриды, что на 62% больше, чем в 2022-м. Для сравнения: показатели Volkswagen — 1,02 миллиона электромобилей и гибридов (плюс 26%). Tesla, выпускающая только полностью электрические машины, продала 1,8 миллиона.
Экспансия неизбежна
Уже сейчас китайский рынок перегрет. В стране насчитывается около 100 брендов электрокаров. Цены падают, покупательская активность снижается. Чтобы выжить, производители стремятся захватить глобальный рынок.
И конкурировать с ними крайне сложно. Cамые развитые в мире промышленные кластеры, где изготавливают важнейшие элементы электромобиля, в том числе самый дорогой — литийионные батареи, трудолюбивые рабочие, чья зарплата по-прежнему невысока по западным меркам — эти и другие факторы обеспечивают достаточно высокое качество при низкой цене.
Впрочем, европейские и американские чиновники считают, что создавать такие условия со стороны Пекина было «несправедливо».
«Центральные и местные власти Китая субсидируют производителей электромобилей, и те продают их ниже себестоимости в Европу, Бразилию или США», — утверждает американский посол в Пекине Николас Бернс.
Расследование Европейской комиссии показало, что китайские бренды получали льготное финансирование, прямые гранты, дешевую землю и ставки ниже рыночных на сырье, необходимое для выпуска аккумуляторов, а также налоговые льготы.
В результате США и Канада ввели запретительные пошлины на электромобили из КНР — 100%. На крайние меры готова пойти и ЕК.
Правда, ряд стран выступает против — особенно Испания, где расположен один из крупнейших в Европе автомобильных кластеров, куда в последнее время активно инвестирует китайский бизнес. Кроме того, испанцы поставляют в КНР много свинины. А так совпало, что после сообщения ЕК о намерении поднять пошлины Пекин запустил расследование занижения цен на европейское мясо и некоторые другие продукты. Запахло крупной торговой войной.
«Нулевой уровень выбросов»
От участия в конфликте воздерживается Великобритания. Aston Martin, Bentley, Lotus, McLaren также получают основную прибыль в КНР, и ответные меры Пекина были бы для них болезненными.
На руку китайским производителям играют и британские законы. В соответствии с так называемым мандатом на транспортные средства с нулевым уровнем выбросов (ZEV) не менее 22% автомобилей, продаваемых в стране, должны быть электрическими. К 2030 году это требование постепенно повысят до 80%. Как отмечает Telegraph, дешевые машины из КНР этому очень помогут.
Эксперты, опрошенные изданием, констатируют: западные бренды при всем желании не способны сделать лучшее предложение. Для этого надо разрабатывать собственные батареи, а это требует огромных средств. Похоже, момент упущен. Потребители же недолго будут держаться за проверенные бренды, ведь сочетание цены и качества для них важнее.
С учетом того, что программы по переходу на экологически чистый транспорт есть и в других странах Запада, глобальное засилье китайских электрокаров выглядит неизбежным. В общем, не только россиянам придется привыкать к тому, что на улицах все больше машин ранее неизвестных марок.