
В Советском Союзе было много одарённых артистов, которые полностью отдавались своему призванию. Однако признание и симпатии публики нередко приходили к ним не сразу, а некоторых оценили по достоинству только после их ухода из жизни.
Часто виной отсутствия популярности при жизни были чиновники и завистники, распускавшие сплетни. Одним из таких талантов был Леонид Быков — человек, слишком добрый для мира кинематографа, и слишком правдивый, чтобы приспосабливаться и угождать начальству. Тем не менее, его полюбили миллионы благодаря фильму «В бой идут одни старики». Быков был тихим и интеллигентным человеком, воспитанным и преданным своим принципам.
12 декабря легендарному актёру могло бы исполниться 96 лет. За сравнительно короткую жизнь он сумел сделать выдающуюся карьеру, частично осуществить свои детские мечты и встретить свою большую любовь. О таком ярком и кратковременном жизненном пути артиста мы сегодня и поговорим.
Леонид родился 12 декабря 1928 года в небольшом селе Знаменка, расположенном в Донецкой области, в обычной семье. Несмотря на то, что он рано начал выступать в местном самодеятельном театре, его истинной мечтой была профессия лётчика. В 1943 году Быков попытался попасть на фронт, прибавив себе несколько лет к возрасту, но обман раскрылся.
После окончания войны Леонида не приняли в лётные училища Барнаула и Ленинграда из-за его невысокого роста. Тогда он решил посвятить себя актёрской карьере. Упорство принесло свои плоды: хотя он не прошёл в Киевский театральный институт, всё же смог впечатлить приёмную комиссию в Харьковском театральном институте. В 1951 году Быков стал членом труппы Харьковского драматического театра имени Т. Шевченко.
После завершения учебы на Быкова улыбнулась удача — ему предложили работу на «Ленфильме». Сразу же был большой успех — ведущая роль в ленте «Максим Перепелица». На следующее утро после премьеры фильма на экранах, Быков проснулся популярным и завоевал симпатии миллионов жителей Советского Союза. С не меньшим теплом встретили и другие картины с его участием: «Укротительница тигров», «Осторожно, бабушка!», «Чужая родня», «Дорогой мой человек». В итоге актера, вместе с его супругой Тамарой, приняли в штат «Ленфильма», и им тут же предоставили ключи от просторной трехкомнатной квартиры в престижном районе города, на набережной Мартынова.
Вполне вероятно, что в Ленинграде карьера перспективного молодого актёра могла бы развиваться в том же духе, но местный климат не подходил ни его супруге, ни маленьким детям. Нужно было задуматься о переезде, и тут как раз пришло приглашение на родину — Быкова пригласили в Киев на киностудию имени Довженко. Актёр долго не колебался, тем более что руководство студии пообещало ему золотые горы, в том числе возможность стать режиссёром своих собственных фильмов.
В 1966 году, уже получив звание заслуженного артиста РСФСР, Леонид приезжает в Киев, надеясь, что «стены родного дома» его поддержат, однако он сталкивается с глубоким разочарованием. Коллеги проявляют к нему откровенное недоброжелательство, завидуя его таланту и достижениям. Практически сразу для Быкова закрываются все двери — несколько лет он вовсе не снимается. Тем не менее, в точно такой же ситуации оказались и другие известные мастера, которые выступали против существующих на студии порядков тех времён.
Новости СМИ2
Впоследствии сам Леонид Быков писал:
«Хотелось бы раскрыть всю истину: почему киностудию имени Довженко покинули одаренные режиссеры Наумов и Алов, Донской, Хуциев, Чухрай… Мы, наконец, стали осуждать людей за небрежное обращение с техникой. Но когда же мы начнем судить за преступное отношение к людям? Самое ужасное — это лесть и общественная апатия…»
В какой-то момент Быкова начали открыто преследовать, обзывая его «москалём» и убеждая отправиться «в свою Москву», чтобы он мог снимать там всё, что пожелает. Это происходило несмотря на то, что, во-первых, Быков никак не был связан с Москвой и работал исключительно на «Ленфильме», а во-вторых, он был родом из Украины.
Киноисторик Фёдор Раззаков сообщил следующее:
«Леонида буквально изводили на родной киностудии имени Довженко. Ему открыто говорили: «Почему вы всегда хотите снимать на русском языке?» Быков искренне стремился трудиться на родной земле, но его выталкивали в Москву. Ему говорили: «Если ты «москаль» — езжай в свою Москву. И снимай там, что пожелаешь.»
Работы Быкова долгие годы отклонялись под предлогом цензуры. Свой культовый фильм «В бой идут одни старики» Леонид буквально выбивал с боем — украинское Госкино наклеило на него клеймо. Не хочется делать параллели с сегодняшним днем, но, судя по всему, уже тогда некоторые любители вышиванок имели свои взгляды на события времен ВОВ.
Тем не менее, Быков проявил настойчивость — для него было делом принципа представить свою работу всем зрителям Советского Союза. В своих комментариях к фильму он отметил:
«Это отдача долга моей молодости, юношеским годам… Это признание в любви к тем, кого я знал лично. Это история о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений, кто героически пал за свою Родину».
После премьеры фильма многие ветераны Великой Отечественной войны узнали себя в его героях, и он был встречен бурными аплодисментами. Картина получила огромный успех в СССР и до сих пор пересматривается многими. Военная драма «В бой идут старики» принесла киностудии «Довженко» множество похвал и наград, однако для Леонида Быкова это не привело к улучшению его личной жизни.
В какой-то момент киевская киностудия утратила к нему всякий интерес, и Быков остался без работы и надежд на будущее. Его принципиальность и нежелание подчиняться начальству сделали его изгоем в его профессиональной сфере.
Безработный Леонид Фёдорович, лишённый дохода, столкнулся с чередой бедствий, обрушившихся на его семью: умер третий ребёнок, а у жены с сыном выявили вялотекущую шизофрению. Однако ситуация с этим диагнозом не очень ясна, и никто до сих пор не может дать точный ответ о том, как все было на самом деле.
Говорят, что комитетчики выдумали диагноз для жены и сына, чтобы заставить замолчать одаренного артиста.
«В те времена Украина по линии КГБ считалась самой жестокой. В то время как в Москве и других республиках давление оказывалось непосредственно на личных врагов власти, в Киеве применяли более радикальные меры, уничтожая целые семьи», — поведал бывший сотрудник КГБ Украины Сергей Цыганков в 2018 году при съемках фильма, посвященного 90-летию артиста.
Случай с семьей артиста был связан с празднованием 60-летия КГБ, где собрались все именитые артисты и влиятельные лица. Быков тогда осмелился открыто критиковать влияние советской системы на кинематограф и самих артистов. Его слова долго оставались непростительными, и три года он находился в вынужденной паузе в карьере, после чего ему дали возможность вернуться в кино и работать над известным фильмом «Аты-баты, шли солдаты!».
Однако и на съёмочной площадке этого фильма всё складывалось непросто. К Быкову приставили наблюдателя, который докладывал наверх о каждом шаге и каждом слове Леонида. Не выдержав постоянного стресса, во время работы над картиной Быков перенёс инфаркт. На пробном показе цензоры единодушно раскритиковали фильм, его содержание и даже название, хотя очевидцы, которым посчастливилось побывать на предпросмотре, утверждают, что они спали в своих креслах, пока шёл показ.
Это окончательно измотало артиста: постоянное наблюдение, невыносимая рабочая среда, проблемы в семье. Именно в это время он начал предчувствовать скорую кончину и незадолго до своей смерти написал предсмертное письмо-завещание.
Часами разглядывая воду, я теряю желание жить. Внутри меня что-то сломалось, и это уже не исправить. Всё кажется лишённым смысла, за исключением природы… Если со мной случится несчастье, не верьте, будто я мог покончить с собой, — написал в записке Быков.
Также артист оставил указания насчёт похорон:
«Пусть только один человек произнесёт слово «прощай», и на этом всё. Не устраивайте из этого шоу, называемого почестями. Потом выпейте, кто сколько сможет. А потом пусть 2-я эскадрилья исполнит «Смуглянку» от начала до конца».
Эту записку друзья артиста обнаружили буквально за три дня до его гибели.
Быков нашел свою смерть в дорожно-транспортном происшествии, направляясь на своем автомобиле из Киева в Минск. Во время обгона он выехал на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. В результате тяжёлых травм, 51-летний актёр, находящийся в расцвете сил и полон грандиозных планов, погиб на месте. Согласно проведенной экспертизе, было установлено, что Леонид Федорович не находился в состоянии алкогольного опьянения и двигался на небольшой скорости, что давало ему возможность избежать аварии. Однако по неизвестной причине грудь артиста оказалась вдавлена в руль.